написать письмо на главную

Налоговый аудит

    Как правило, при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторами выборочным способом проверяется правильность исчисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей. Однако данная проверка не может охватить весь объем информации, влияющей на налоговые обязательства организации, и не может служить единственным основанием для выражения мнения о достоверности налоговой отчетности.   

    Поэтому многие организации, для которых  аудит является обязательным, при заключении договора с аудиторскими фирмами отдельно указывают объем работ по налоговому аудиту. Особенно актуально это для крупных организаций с большими оборотами и разветвленной сетью структурных подразделений, которые в целях максимального снижения налоговых рисков нуждаются в проведении полноценного налогового аудита. 

    Следовательно, налоговый аудит, может быть как частью обязательного аудита, так и самостоятельным направлением аудиторской проверки.

   Согласно методике аудиторской деятельности "Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами" (утвержденной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11 июля 2000 г., протокол N 1, далее - Методика налогового аудита), налоговый аудит - выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим объектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

   Согласно п. 2.9.3 Методики этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. Таким образом, в налоговом аудите можно выделить комплексный налоговый аудит и тематический налоговый аудит.

   Комплексный налоговый аудит - это проверка правильности составления деклараций и расчетов по всем налогам, уплачиваемым предприятием за год.

   Тематический налоговый аудит - это проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием за определенный период.

   Помимо двух указанных видов налогового аудита на практике выделяется также так называемый структурный налоговый аудит, под которым понимается проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым юридическим лицом по месту нахождения его обособленных подразделений.

   Последний вид аудита является особо актуальным для крупных предприятий или финансово-промышленных групп, имеющих разветвленную сеть обособленных подразделений.

   Методически, налоговый аудит схож с проверкой налоговых органов. Однако цели налогового аудита и налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами, различаются. Так, целью проведения налоговой проверки налоговыми органами является повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, выявление и пресечение налоговых правонарушений, а цель проведения налогового аудита - снизить вероятность привлечения к ответственности организации.

    В то время как Аудитором могут быть даны обоснованные рекомендации в случае выявления нарушения налогового законодательства и искажений бухгалтерской и налоговой отчетности у экономического субъекта, но он не вправе заставить своего заказчика (Аудируемое лицо) принимать те или иные решения. Решение о том, следовать ли рекомендациям аудитора, остается за руководителем проверяемого экономического субъекта.

 

    Налоговый аудит преследует три основные цели:

·         определение правильности исчисления суммы налогов, подлежащих уплате;

·         предупреждение возможных претензий и штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам (превентивная защита клиента-налогоплательщика);

·         предоставление руководству клиента необходимой информации для последующей оптимизации налогообложения организации-клиента.

   После проведения налогового аудита экономический субъект может воспользоваться, в частности:

·         предложениями по улучшению существующей системы налогообложения;

·         оптимальными механизмами начисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта, рекомендациями о правильном использовании налоговых льгот;

·         предложениями по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов, по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства;

·         возможностью использовать результаты аудита для получения разъяснений налоговых органов по актам проверок, проведенных ими в отношении проверяемого экономического субъекта.

   Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть:

·         указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта при обнаружении нарушений норм налогового законодательства; практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства;

·         разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;

·         рекомендации по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

·         разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования;

·         расчеты, подтверждающие эффективность налогового планирования, той или иной оптимизационной модели.

    В целом, проведение налогового аудита за счет правильного применения налогового законодательства, помогает избежать налоговых рисков в виде штрафов и пеней, предупредить нежелательные последствия проверок, осуществляемых налоговыми органами.